Многие шедевры "Эрмитажа" сейчас
находятся в престижных музеях и галереях Запада. Была ли насущная
необходимость расплачиваться за индустриализацию страны многочисленными
предметами искусства (только живописных полотен было продано 1450)?
Ведь средства, которые были в итоге выручены от продажи сокровищ,
составили менее одного процента от суммы, требовавшейся на
индустриализацию.
Все
началось после Гражданской войны. Кремль осознал, что новая власть
сделалась хозяином не только земель и фабрик, но и бесчисленных
культурных сокровищ. ЧК дается тайная команда. По всей стране
начинается формирование "золотых эшелонов". Идет тщательный розыск
культурных ценностей. Весной 21-го эшелоны двигаются в путь, люди в
кожаных куртках в опломбированных вагонах везут баулы, большие и
маленькие чемоданы, заполненные золотой и серебряной церковной утварью,
бронзовыми статуэтками, свернутыми в трубочку живописными холстами.
Свозят все это в Москву, в Гохран. Здесь поступления сортируют,
распределяя предметы искусства по музеям, в основном в "Эрмитаж". Так
было сформировано национальное достояние. В 1928 году большевики
берут курс на индустриализацию. Лихорадочно ищут деньги внутри страны.
И обращают взор на доставшееся им в наследство "старорежимное"
искусство.